изменение Конституции

Экспресс-анализ предлагаемых изменений Конституции России

15 января 2020 года Президент России Владимир Путин в ходе обращения к Федеральному Собранию анонсировал значительные изменения Конституции России. Это событие, которое фактически взорвало политическое болото страны, у многих вызвало позитивную реакцию. Однако более подробный анализ ситуации заставляет задуматься, на самом ли деле всё так, как кажется на первый взгляд…

Предложенные Президентом изменения Конституции

В чем же заключаются предложенные изменения? Обозначим основные положения, которые призваны скорректировать политическую систему страны:

  1. Закрепление в Конституции статуса и роли Государственного Совета – органа при Президенте, в который входят главы субъектов Федерации, члены правительства, спикеры Государственной Думы и Совета Федерации, полномочные представители Президента в федеральных округах.
  2. Изменение роли парламента. Сейчас Президент получает согласие Государственной Думы на назначение премьера, после чего сам назначает его и всех министров. В соответствии с предлагаемыми изменениями, Государственная Дума должна получить право утверждать председателя правительства, чью кандидатуру предлагает глава государства. Также нижняя палата парламента сможет по представлению премьера утверждать всех вице-премьеров и министров. Президент после этого лишится права отклонять утвержденных Государственной Думой глав министерств и будет обязан их утвердить.
  3. За Президентом останутся основные полномочия, в том числе по отстранению министров, прямой контроль над армией и правоохранительной системой. Но утверждать всех глав силовых ведомств Президент сможет только при консультации с Советом Федерации.
  4. В Конституции должны быть закреплены принципы единой системы власти, разрыв между государственными и муниципальными органами власти должен быть устранен. Реальные полномочия местного самоуправления нужно расширить.
  5. Требования к претендентам на пост Президента страны Путин предложил ужесточить. Они должны постоянно проживать на территории России не менее 25 лет. У них не должно быть ни на момент выдвижения, ни когда-либо ранее иностранного гражданства или вида на жительство. Также предлагаетсяисключитьслово «подряд» из статьи Конституции об ограничении сроков президентской власти.
  6. Руководителям федеральных органов власти, депутатам, сенаторам, судьям и главам субъектов Федерации должно быть на конституционном уровне запрещено иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо «иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства».
  7. Путин предложил отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов через Совет Федерации по представлению Президента. Сейчас в соответствии со статьёй 18 основного закона Совет Федерации может прекратить полномочия судьи Конституционного суда только по инициативе самого суда.
  8. Полномочия Конституционного суда могут быть расширены. Путин предлагает предоставить Конституционному Суду право по запросу Президента проверять конституционность законопроектов, принятых Госдумой и Советом Федерации, еще до их подписания главой государства. Такие же полномочия Конституционного Суда могут быть распространены на прочие нормативные акты — к примеру, распоряжения правительства, указы и прочие документы.
  9. Путин предложил внести в основной закон страны изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве над международным правом.

Президент заметил, что, по его мнению, поправки не затрагивают фундаментальных основ Конституции (главы 1 и 2), а значит, могут быть утверждены парламентом с помощью конституционных законов. Но, поскольку они все же существенно меняют политическую систему, по всему пакету предложенных поправок нужно «провести голосование граждан страны и только по его результатам принимать решения».

Первая реакция на предлагаемые изменения

На первый взгляд выглядит весьма революционно, однако при внимательном рассмотрении пока возникает много вопросов к предлагаемым изменениям.

Во-первых, не понятно, какие полномочия будут у Государственного Совета, который станет конституционным органом?

Во-вторых, декларируется увеличение роли Государственной Думы в части утверждения премьер-министра, вице-премьеров и министров, и роли Совета Федерации в части согласования глав силовых ведомств. Но создаётся ощущение, что данные поправки носят больше процедурный характер. Действительно, какая разница, будет Президент утверждать кандидатуру премьера после согласования с Думой или нет, не имеет особого значения, если эта кандидатура в любом случае предлагается Президентом?!

В-третьих, по мнению Президента «разрыв между государственными и муниципальными органами власти должен быть устранен». Не совсем понятно, что влечёт данное предложение?! Не заложено ли в нём противоречие статье 12 главы 1 действующей редакции Конституции, в соответствии с которой местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти?!

В-четвёртых, предложение о приоритете законов Российской Федерации над международным правом прямо противоречит пункту 4 статьи 15 всё той же главы 1 Конституции, утверждающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Также вызывает вопросы предложение «отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов через Совет Федерации по представлению Президента». Каким образом этот тезис соответствует статье 10 главы 1 действующей редакции Конституции, в соответствии с которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны?!

Создается впечатление, что последние три противоречия невозможно разрешить без соответствующих изменений главы 1 действующей редакции  Конституции. Однако по неоднократному заверению Президента главы 1 и 2 нынешней редакции изменяться не будут.

Предложение Президента провести голосование граждан по предложенным поправкам всеми почему-то было воспринято как проведение референдума.  Тем не менее, дальнейшее развитие событий показало, что это был ошибочный вывод. Также сильно озадачило то, что высказать свое мнение жителям предлагают сразу за весь пакет изменений, который будет вынесен на голосование. В последнее время к подобной тактике часто прибегают провластные законодатели, включая в пакет положительных изменений несколько совершенно не приемлемых. А подчас эти антинародные поправки настолько мастерски замаскированы, что даже опытные политики не сразу понимают их истинную суть.

Порядок изменения Конституции Российской Федерации

Для понимания процесса напомним порядок изменения Конституции Российской Федерации, который определён главой 9 Конституции и федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

В соответствии со статьей 134 Конституции РФ предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В соответствии со статьей 135 Конституции РФ положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Здесь стоит отметить, что в настоящий момент федеральный конституционный закон «О Конституционном собрании» не принят. В связи с чем, изменение глав 1, 2 и 9 возможно только посредством референдума. Да и в случае референдума не совсем понятно, кто должен разрабатывать проект Конституции, если в соответствии с действующей редакцией это задача Конституционного собрания, работа которого пока не регламентирована.

В соответствии со статьей 136 поправки к главам 3 ­– 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ», и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. В этом случае никакое голосование граждан страны не предусмотрено.

Порядок голосования

Теперь относительно предложения Владимира Путина «провести голосование граждан страны». Никакого референдума не будет! Это стало понятно еще 15 января, когда представители Центризбиркома стали заявлять, что голосование, о котором говорил Президент, не подразумевает референдума, а пройдёт в каком-то ином порядке. И этот порядок предполагается утвердить отдельным указом Президента. Центризбирком не исключил, что голосование может пройти в опробованном на недавних выборах в Московскую городскую Думу электронном виде, по которому есть очень много вопросов и нареканий. Некоторые судебные разборки в связи с фальсификациями, нарушениями порядка и техническими сбоями в электронной системе не закончились и по сей день.

Видимо поэтому Путин так настойчиво акцентирует внимание на том, что главы 1 и 2 Конституции изменяться не будут. Потому что такие изменения без всероссийского референдума внести затруднительно, а проведение его по каким-то причинам властями не планируется.

Сразу возникают сомнения, а настолько ли хороши будут предлагаемые корректировки, если для их «согласования» с гражданами лучше запланировать необязательный к исполнению «особый» порядок голосования?! Или причина в банальном отсутствии соответствующего закона, определяющего порядок изменения глав 1 и 2, содержащих «фундаментальные основы» Конституции?! При этом внести в них изменения и легализовать эти изменения ой как хочется.

Рабочая группа

15 января распоряжением Президента была сформирована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. После ознакомления с составом этой рабочей группы стало совсем грустно. Понятно, что для подготовки изменений основного закона страны нужен всесторонний анализ предлагаемых изменений, но …

Бросается в глаза, что среди членов этой рабочей группы присутствуют депутаты и члены Советы Федерации, про которых неоднократно появлялась информация относительно наличия у них иностранного гражданства, вида на жительство либо иного документа, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства. Абсурдность ситуации заключается в том, что эти господа первые в списке на выход из соответствующих органов Федерального собрания в соответствии с одним из предлагаемых Президентом изменений.

Если пройтись по персоналиям, то становится ещё печальнее.
«Альшанская E.Л. – президент благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам». Что она делает в этом списке? Возникает вопрос, что за изменения планируются, если для их обсуждения приглашают президента благотворительного фонда, которая ранее отмечалась, как одна из инициаторов различных «ювенальных» поправок?! Может под шумок решили поменять Конституцию так, чтобы потом и разные резонансные законы не пришлось «пробивать» разным прозападным лоббистам?! Опасения относительно данного подозрения лишь усиливаются, когда в списке обнаруживаются такие персоны, как Клишас А.А., Крашенинников П.В, Роднина И.К. (пребывание этой «заслуженной советской фигуристки» в списке вызывает недоумение сразу по нескольким аспектам).

«Исинбаева Е.Г. – двукратная олимпийская чемпионка, общественный и спортивный деятель», «Калягин А.А. – художественный руководитель государственного бюджетного учреждения культуры г. Москвы «Московский театр ЕТ CETERA под руководством Александра Калягина», председатель Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)», «Мацуев Д.Л. – пианист», «Машков В.Л. – актёр театра и кино, художественный руководитель государственного бюджетного учреждения культуры г. Москвы «Московский театр Олега Табакова» и прочие «спортсмены и актёры» … Как-то начинаешь задумываться, а Конституцию ли менять собрались эти люди?! Неужели они обладают нужными компитенциями для того, чтобы «вылизать формулировки вплоть до запятой»?!

Особого упоминания заслуживает «национальный блок» этого списка: «Безпалько Б.А. – председатель правления Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России», «Кандыбович С. Л. – председатель общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия белорусов России», «Ледков Г.П. – президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Сохроков Х.Х. – президент Союза общественных объединений «Международная черкесская ассоциация по единению черкесского народа, развитию связей черкесской диаспоры с исторической родиной». Вот же повезло украинцам, белорусам и даже коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока! У них есть представители в рабочей группе, которые, судя по их должностям, призваны видимо отстаивать их интересы в новой редакции Конституции России. А кто будет отстаивать интересы русских?! Может быть господин «Долуда Н.А. – атаман Всероссийского казачьего общества»…

Крайне странный список группы, в назначении которой в принципе нет необходимости. Субъектом инициативы по изменению Конституции скорее всего станет Президент (хотя это, конечно, не факт) и зачем нужен весь этот «цирк» со спортсменами и актёрами совершенно непонятно. Такой состав группы скорее дискредитирует выработанные предложения, чем придаст им какой-то вес… Видимо капиталистическая власть считает по-другому.

Конституцию буду писать

Итак, в сухом остатке имеем громкие предложения Президента по изменению Конституции, которые при ближайшем рассмотрении либо вызывают вопросы, либо уже не оставляют ощущения такой уж серьёзной модернизации политической системы. Опасения усиливаются в связи со странной ситуацией относительно голосования, которое в принципе не требуется по действующему законодательству, если не изменяются разделы 1, 2 и 9 Конституции. Но его зачем-то проводят, причём по какой-то особой схеме. Хотят придать легитимности, но опасаются за результат?! Или хотят провести изменения вне существующей процедуры?! И совсем грустно становится после ознакомления со списком рабочей группы: крайне странный, как минимум популистский состав. В лучшем случае «для картинки». В худшем … Но не будем о плохом. Подождём окончательного варианта изменений и тогда будем уже делать выводы.

Автор записи: Алексей Дрыга