изменение Конституции

Изменение Конституции (серия 2)

В понедельник 20 января 2020 года Президент России Владимир Путин внёс в Государственную Думу законопроект № 885214-7 об изменении Конституции страны. В пояснительной записке указано, что проект закона подготовлен на основании предложений, представленных рабочей группой по подготовке предложений о внесении поправок… С момента первого первого заседания этой группы, прошедшего 16 января, до внесения законопроекта в Государственную Думу прошло почти ровно 4 суток …

Не успели граждане опомниться от инициированного Президентом изменения Конституции страны. Не определились, как им относиться к весьма подозрительному алгоритму, по которому данная процедура запущена. Не смогли еще понять, как им относиться к рабочей группе по изменению Конституции… как эта подозрительная группа, состоящая из пианистов, спортсменов, актёров и других общественных деятелей, уже подготовила свои предложения по изменению главного закона страны на 21 листе. Более того, довела их до сведения Президента. А последний, в свою очередь, успел сформировать законопроект и внести его на рассмотрение в Государственную Думу уже в понедельник 20 января в 16:24. Более того, в Государственной Думе тоже не пальце деланы: уже во вторник они рассмотрели законопроект на заседании соответствующего комитета и приняли решение о рассмотрении его в первом чтении на пленарном заседании 23 января 2020 года.

Будем честны, до рабочей группы по изменению Конституции в части оперативности дотянуться сложно. В столь короткий срок детально проанализировать внесённые предложения трудно. Однако даже беглый анализ позволяет сделать некоторые выводы. Приходится даже признать, что не все предположения сделанные по первым ощущениями кажутся уже настолько очевидными.

Кто главный: Государственный Совет или Президент?

Государственный Совет действительно появился в Конституции, который призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определять основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития государства. При этом статус Государственного Совета … определяется федеральным законом. Еще один излюбленный приём единоросов, которые часто «протаскивают» через законодательные органы инициативы, обозначенные крупными мазками. Подробный же порядок определяется потом. Зачастую даже без участия законодательного органа. Типичный пример подобной тактики мы видим и в данном случае.

Однако, несмотря на то, что все детали относительно статуса Государственного Совета нам пока не известны, из предложений по изменению Конституции мы узнаём, что формирует его … Президент Российской Федерации. Как говорится, занавес. Ни о каком перераспределении функций Президента страны и переносе их на Государственный Совет даже речи быть не может. Более того, из всех остальных предложений можно вообще сделать вывод скорее об усилении поста Президента.

В чём же тогда истинная цель всего происходящего?

Цель, видимо, в том, чтобы Путин правил Россией вечно, ну или как минимум еще два срока. Ведь в предлагаемой редакции функции Президента настолько сильно изменились, что вполне можно интерпретировать их как введения абсолютно нового института президентства. Фактически пост Президент в новой Конституции это другой пост … на котором Путин еще ни разу не был. Значит в 2024 году (а может и раньше, если будет принято решение обновить все органы в соответствии с новой редакцией Конституции) он сможет первый раз баллотироваться на эту новую должность. Несомненно о данной возможности будет отправлен запрос в Конституционный Суд. Уверен, что никто не сомневается в положительном ответе Конституционного Суда.

Как изменения отразятся на гражданах?

На гражданах страны эти изменения скажутся … почти никак. Эти изменения делаются не для граждан страны. Они явно призваны легитимизировать некие, предстоящие в стране, изменения организации власти. При это ключевое слово «почти». Все же присутствуют и предложения, которые непосредственно касаются граждан и должны пойти на пользу положительно. Предлагается зафиксировать в Конституции, что минимальный размер оплаты труда не может быть меньше прожиточного минимума. Также гарантируется индексация социальных пособий и иных социальных выплат, индексация размера пенсий (правда опять в порядке, установленном отдельным федеральным законом, но тем не менее). Однако это все изменения, непосредственно касающиеся граждан и больше похожи на кость, которая должна подтолкнуть людей к одобрению предлагаемых изменений Конституции.

Остальные 20 листов поправок призваны модернизировать политическую систему. И как отразиться на гражданах эта модернизация пока сказать сложно. Настораживает то, насколько отошли от официальной процедуры изменения Конституции. Зачем-то обросли какими-то совершенно не предусмотренными законом деталями, типа потешной рабочей группы, от которой можно ждать чего угодно, только не качественных изменений основного закона, и издевательского опроса граждан.

В такие моменты вспоминаешь Владимира Ильича Ленина, которого сейчас модно ругать, правда в основном без понимания на каких оснований. Можно сколько угодно говорить, про то, что его трудам более ста лет, про то, что развитие общество в своём развитии ушло далеко вперёд … Только когда читаешь его работы, понимаешь насколько чётко они соответствуют текущей ситуации в нашей стране. В части анализа изменений Конституции также вспоминаются высказывания Владимира Ильича:

Но наверное еще лучше суть происходящего отражает следующая его фраза:

Точнее и не скажешь, размышляя о том, как модернизация политической системы буржуазной властью скажется на обычных гражданах.

Противоречия новой Конституции

Опасения относительно того, что новая редакция Конституции может содержать внутренние противоречия подтверждаются. Не очень понятно, как могут в одном законе содержаться следующие нормы:

  1. Статья 12 главы 1 гласит, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии же с предложениями Президента в статье 133 Конституции должно быть указано, что органы местного самоуправления выполняют свои функции и полномочия, имеющие государственное значение, во взаимодействии с органами государственной власти.
  2. Пункт 4 статьи 15 главы 1 утверждает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора . Предлагается же в статье 79 Конституции указать, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
  3. Статья 10 главы 1 в настоящий момент гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, при этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии же с внесённым законопроектом статью 102 Конституции предлагается дополнить положением, в соответствии с которым к ведению Совета Федерации будет относиться прекращение по представлению Президента полномочий судей различных уровней.

Выводы

В сухом остатке:

  • рабочая группа подтвердила свою бутафорскую функцию, предназначена скорее для легитимизации изменений
  • предложения Президента направлены на укрепление и модернизацию института президентства, что в дальнейшем теоретически позволит Путина баллотироваться снова на эту должность
  • предлагаемые изменения противоречат 1 главе нынешней редакции Конституции
  • опрос граждан проводится «для галочки», предназначен для легитимизации изменений

Думайте, анализируйте, делайте выводы … продолжение следует (скорее всего ближе ко второму чтению)

Автор записи: Алексей Дрыга