Очередная попытка пропихнуть дистанционку?!

Родительская общественность, несколько успокоившаяся возвращением к очному образованию в средней школе и высших учебных заведениях, вновь недоумевает относительно появления в календаре рассмотрения вопросов Государственной Думой законопроекта, который по мнению активистов готовит почву для полномасштабного введения дистанционного образования.

Речь идёт о нашумевшем законопроекте № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», который уже два раза под напором общественности и депутатов фракции КПРФ снимался с рассмотрения в первом чтении на пленарных заседаниях Государственной Думы
18 ноября и 9 декабря прошлого года.

Напомним, что по мнению авторов законопроекта «требуется законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Минпросвещения России и Минобрнауки России в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий: по вопросам общего образования и среднего профессионального образования – Минпросвещения России; по вопросам высшего образования – Минобрнауки России».

Предлагаемое решение заключается в изменении пункта 2 статьи 16 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Если сравнивать действующую и предлагаемую редакции данного пункта, то картина получается следующая:

Действующая редакция пункта 2 статьи 16:

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Законопроект № 957354-7

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Кажется очевидным, что без специальной подготовки понять, в чем «ужас» данного изменения и каким образом оно может способствовать внедрению всеобщего дистанционного образования в средней школе, крайне затруднительно. Чем же внесенный членами партии «Единая Россия» законопроект вызвал такую негативную реакцию общественности, максимально критическое отношение со стороны фракции КПРФ в Государственной Думе, привел к ряду акций протеста относительно его принятия, что в свою очередь привело к тому, что его рассмотрение на пленарном заседании было два раза отложено?!

Ключевым обоснованием негативной оценки законопроекта № 957354-7 по мнению экспертов являлось то, что помимо декларируемого разделения функций между двух министерств (Минпросвящения и Минобрнауки) в проекте федерального закона появляется и другое новшество – реализация с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий основных и дополнительных общеобразовательных программ, основных программ профессионального обучения. Также отмечалось, что в обосновании законопроекта, содержащегося в пояснительной записке, авторами указываются и последствия в виде «корректировки подзаконных нормативных правовых актов» в том числе и приказов Минпросвета и Минобрнауки, посредством которых возможно будет полное переформатирования образовательного процесса в России и перевод его на дистанционный формат.

Рассмотрение данного законопроекта планировалось сначала на 18 ноября, потом было перенесено на 9 декабря прошлого года. Но давление общественности было настолько сильным, что уже непосредственно на пленарном заседании депутатами фракции КПРФ Верой Анатольевной Ганзя и Валерием Федоровичем Рашкиным был поставлен вопрос о снятии данного законопроекта с рассмотрения. Несмотря на то, что глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что законопроект имеет чисто технический характер риторика большинства депутатов (в том числе, как это не странно, и депутатов фракции «Единая Россия») однозначно показывает, что и они видят в нем механизм для введения дистанционного обучения в том числе и в общеобразовательной школе:

«К нам поступает огромное количество обращений по данному законопроекту с просьбой его дополнительно обсудить, не рассматривать в спешном порядке … нам правильно было бы пригласить и врачей, тех, кто отвечает за ситуацию, связанную с пандемией, чтобы понять, насколько такое решение необходимо принимать сейчас. Нам надо пригласить и учительское сообщество, с ними обсудить, насколько они готовы», — сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

За прошедшее время было проведено только одно заметное мероприятие по проблеме внедрения дистанционного образования – круглый стол, организованный фракцией КПРФ 10 декабря 2020 года, на котором ясно и четко звучало обоснование неприемлемости замены очного образования удаленной имитацией обучений. Позиция отстаивающих дистанционную форму не показалась присутствующим обоснованной и способной обеспечить высокий уровень получаемых знаний.

Все вышеизложенное вызывает еще большее удивление от очередной попытки единороссов вынести данный законопроект на рассмотрение в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы: то вносят, то снимают. Создается ощущение, что они сами не разбираются, что за законопроект предлагают рассмотреть.

Опасения родительской общественности еще больше усиливаются в связи с тем, что несмотря на возмущение граждан и некоторый «кисель» в части законодательного рассмотрения данного вопроса, практическое внедрение дистанционного образования начинает внедрятся. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 7 декабря 2020 г. № 2040 уже утвердило Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной сред. Уже опубликован проект приказа «Об утверждении стандарта «Цифровая школа», который скорее всего также будет принят, несмотря на подавляющее число негативных оценок – 4115 «против», при этом только 34 человека поддержало данный документ. По мнению экспертов внедрение цифровой образовательной среды является очередным шагом к установлению тотального электронного контроля за детьми и их родителями и, в конечном итоге, приведет к уничтожению традиционного очного образования, что является страшной угрозой всему будущему нашей страны.

В завершении приведем мнение по данному законопроекту секретаря Красногвардейского местного отделения КПРФ Дрыги Алексея:

«На мой взгляд на вопрос о замещении очной формы обучения дистанционной должно быть наложено табу. Реализация основных общеобразовательных программ и основных образовательных программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий может допускается исключительно при введении на соответствующей территории режима повышенной готовности, режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения и только с письменного согласия обучающихся (законных представителей обучающихся). При этом опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников, включая доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, оснащение обучающихся соответствующими техническими средствами и их программным обеспечением, должно осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а не ложиться дополнительным бременем на граждан»

Автор записи: Редактор